4 апреля 2014 г. в Ялуторовском филиале ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» в рамках Недели гуманитарных и социально-экономических дисциплин преподаватели Ольга Александровна Кривощекова и Гульшат Мирхатовна Калиева провели открытое интегрированное занятие на тему: «Психологическое восприятие цветовых образов на примере поэзии А.Блока»
Во время занятия студенты 203 группы побывали в импровизированной музыкальной гостиной П.И. Чайковского, прослушали музыкальный отрывок «Вальс цветов», прочувствовали настроение, представив его цветовую гамму, записали свои ассоциации в тетради.
На протяжении всего мероприятии проводилась работа со всеми обучающимися: они читали стихи, отвечали на поставленные вопросы, выполняли творческое задание: при помощи гуаши нужно было определить, меняется ли символика цвета при добавлении к нему другого и т.д.
Студентки Лейсан Исмагилова и Марина Бауэр прочли первое из цикла стихов о «Прекрасной Даме» А. Блока «Вступление». Ребята обратили внимание на то, что в стихотворении присутствуют цветовые эпитеты: красный, синий, белый.Алена Волкова рассказала о символике красного и синего цвета.
Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета — «он» и «она».
Дмитрий Ржанников и Наталья Пешева показали инсценировку «Поэт и Прекрасная Дама».
Тимофей Сиротин под аккомпанемент гитары, в исполнении Татьяны Новиковой, прочитал стихотворение«Я, отрок, зажигаю свечи…». Студенты заметили, что и в этом стихотворении изменилась цветовая гамма, добавились белая и голубая краски.
Екатерина Габышева поведала о символике белого цвета: «Восприятие этого цвета связано с двумя понятиями — «свет» и «начало». Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами».
Затем в записи прослушали стихотворение «Кармен», отметив, что эту встречу сопровождают звуки: бубен, гитара, шелест, низкий голос. Основные цвета этого стихотворения: черный, красный, синий. Черный — самый темный цвет и, по сути, является отрицанием цвета.
В психологии он ассоциируется с двумя основными понятиями — «конец» и «тьма», черно-красный — болезненная испепеляющая страсть.
Язык цвета — это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне. С его помощью можно выражать свое отношение.
Букет цветов. Цвет каждого цветка тоже символичен.
– Как вы думаете, какой цветок можно подарить при первом свидании с любимым человеком? А когда уже встречаетесь долго? А при расставании? Почему?
Мнение молодежи таково: «… при первом свидании можно подарить желтую лилию, это цвет нежности, юности и чистоты; когда встречаются долго, можно подарить розу, а при расставании – гвоздику, это означает – конец».
Марина Бауэр рассказала ребятам о символике желтого, оранжевого и золотого цвета.
Далее студенты выполняли творческое задание по подгруппам. При помощи гуаши и акварельных красок определяли, как меняется символика цвета при добавлении к нему другого.
Татьяна Новикова о символике зеленого цвета: «Этот цвет символизирует развитие, юность, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью.
Ассоциативные цепочки: природа — молодость — весна — оживление, возрождение природы — спокойствие, умиротворение».
На всех этапах занятия ребята в своих тетрадях записывали цвет своего настроения и в конце отметили, что оно меняется в течение всего урока, становится красочным и ярким. Поделились своими впечатлениями.
Но благоговейное преклонение поэта перед Прекрасной Дамой не исчерпывается лирикой только Блока,студенты посмотрели музыкальный видеоролик «Еще один романс» в исполнении О. Погудина ( автор Б. Окуджава, поэт середины 20 века), и увидели, что образ Прекрасной Дамы не исчез из русской литературы.
Володя Веретенников и Татьяна Новикова дуэтом под сопровождение гитары исполнили песню Б. Окуджавы «Ее величество женщина».
Вниманию студентов была предложена экспозиция книг по биографии, и по творчеству А. Блока. Если кого-то из ребят заинтересовала данная тема или личность выдающегося поэта, они могут ознакомиться с представленной литературой в библиотеке колледжа. Многие студенты унесли с собой буклеты со стихами А. А. Блока.
В конце занятия была проведена рефлексия, т.е., мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
На занятии студенты провели психологическое исследование«Восприятие цвета и настроения на основе поэзии А. Блока.Хочется верить, что дух исследователя проник к ним в душу. И это исследование — только первый шаг на их пути. В своей жизни они не раз будут анализировать события, обращаясь к своим чувствам.
Данная форма проведения занятия выбрана в связи с тем, что интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Приглашенные преподаватели дали высокую оценку подготовке и проведению данного открытого мероприятия.
О. А. Кривощекова.